Гибрессия Путина. Невоенные аспекты войн нового поколения

гибридная война

Двухлетний опыт противостояния ползучей агрессии Российской Федерации против Украины позволяет подвести некоторые промежуточные итоги. Эксперты «Стратегии XXI» представили свой анализ ситуации в докладе под названием «Гибрессия Путина. Невоенные аспекты войн нового поколения».

В исследовании термин «гибридная война» определен как наиболее адекватный в описании одной из разновидностей более широкого понятия войны нового поколения. В центре исследования – агрессия гибридного типа (сокращенно гибрессия), как своеобразная стелс-технология ведения войны путинским режимом, в которой ключевую роль играют невоенные компоненты.

Советская Россия отрабатывала первые практики гибридной войны в 20-30-е годы против сопредельных стран – Польши, Китая, а также в Центральной Азии. При этом гибридная война сталинского стандарта носила название военно-подрывной деятельности. В современной России геополитическое реконструирование евразийского пространства с центральным блоком в виде «Русского мира» разрабатывалось известным российским геополитиком-реваншистом А.Дугиным и сформировало запрос на новейшую версию ведения нелинейной, отличной от предыдущих войн, войну «лоу-кост».

Аннексией Крыма Россия положила начало реинжинирингу евразийского пространства с амбицией на геополитическое пространство Европы после Ялты-1945.

Основной целью ведения военных действий на Донбассе является создание контролируемого хаоса, разрушение внутреннего порядка в Украине, как сопредельной стране, на фоне которого РФ будет выглядеть очагом прогресса и процветания, а присоединение к ее геополитическим проектам будет безальтернативным.

Гибридная война, в арсенале которой средства, находящиеся по всей шкале применения – от soft power до hard power, – идеально подходит как механизм создания контролируемого хаоса, что соответствует теоретическим наработкам С.Никанорова и С.Солнцева по организационному оружию (или ложно-целевому программированию) и прикладным разработкам в рамках более современных технологий. В случае с Украиной применение оргоружия началось заблаговременно с целью поражения системы государственного управления. Система национальной безопасности Украины через кадровые изменения, была де-факто переведена в режим внешнего управления Кремлем под контролем российских спецслужб, что создало базовый задел для последующих действий – агрессии гибридного типа 2014 года.

Гибридная война начинается не с акта открытого вооруженного вторжения, а действиями агрессора изнутри страны-жертвы, направленными на его внутреннее саморазрушение. На примере гибрессии Путина схематически это можно изобразить следующим образом.

Ris_2

Крипто-война, как скрытая форма постепенного, систематического и долговременного нанесения ущерба противнику с целью максимального истощения его потенциала, является отдельном этапом агрессивных действий в неявном виде. Прокси-фаза является частью гибридной войны, кульминацией невоенных усилий, предшествующей фазе гибридного вторжения. Прокси-фаза, как правило, непродолжительна (несколько месяцев) и является переходной от крипто-войны к агрессии гибридного типа. Если прокси-фаза не принесла успеха, далее следует фаза диффузного вторжения – агрессии изнутри, подпитываемой извне государством-агрессором. Эта и следующая за ней военная фаза – основные этапы гибридной войны.

Крымская кампания России станет хрестоматийным примером успеха такой гибридной войны на этапе диффузного вторжения. А проект «Новороссия» – пример краха, когда калька крымской кампании была автоматически наложена на регион, особенности которого были отличными от Крыма. Если диффузное вторжение и применение военного компонента не привело к успеху, то может быть выполнено «переключение фаз». Также запускается некий мирный процесс урегулирования. «Минскими договоренностями» агрессор пытается задать следующий алгоритм: федерализация Украины с особым статусом оккупированных территорий; легализация псевдогосударственных образований в правовом поле Украины; внеочередные парламентские выборы, в результате которых пророссийские силы получают как минимум «блокирующий пакет»; проталкивание пророссийской фигуры на должность главы правительства; урезание полномочий главы государства; пересмотр внешней политики с переориентацией на Россию. В результате – трансформация Украины в некое подобие УССР с урезанной территорией.

РФ не остановится в своих экспансионистских действиях, как она не остановилась после военной агрессии в Грузии, начав спустя 6 лет агрессию против Украины. Европу ожидают новые, тщательно замаскированные конфронтационные шаги Москвы на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, на Каспии, Южном Кавказе, на Балканах, в странах Балтии, в западной Арктике и даже в Белоруссии – везде, где есть стратегические коммуникации и энергетические ресурсы, которые могут нарушить доминирующие позиции России.

Остановить гибрессию Путина возможно. Для этого, среди прочего, необходимы превентивные, а не запоздалые и реактивные действия, а также ужесточение санкций с их расширением на чувствительную для Кремля энергетическую сферу.

Полностью ознакомиться с исследованием вы можете по ссылке

Подготовлено совместно с Международное волонтерское сообщество InformNapalm и Центр исследований безопасностной среды «Прометей»

Input your search keywords and press Enter.