«Мой друг вернулся из России и сказал: Лучше буду жить в Днепропетровске на вокзале»

Настя — активист проукраинского движения из Северодонецка Луганской области. Несколько недель назад она поехала в санаторий в Пуще-Водице, и поняла, что домой пока что лучше не возвращаться. Девушка рассказала FaceNews о причинах такого решения, а также о настроениях в городе и о том, почему многие жители хотят, но не могут уехать.

Киев — не чужой для Насти город. Два года она училась в Национальном авиационном университете. В декабре взяла академический отпуск и поехала в Северодонецк, где активно участвовала в проукраинском движении.

«В Северодонецке у нас было проукраинское движение, хотя конечно оно было не такое мощное, как пророссийское. У нас не было никакого финансирования, никакой поддержки. У нас не было ни оружия, ни прикрытия, а милиция и руководства города — представители Партии регионов — были не с проукраинскими активистами. И когда мы узнали, что в город завезено оружие, проукраинское движение начало распадаться. Мы не рассчитывали на такой поворот событий, и мы «светились», пытались донести свои позиции до людей. Мы говорили, что должны быть едиными, что это выгодно для юго-востока. Но, нас не слышали, называли «бандерами», «фашистами» и всем таким. Говорят, что даже были созданы списки проукраинских активистов. Сейчас из активистов в городе осталось процентов десять людей, которые не «засветились», но они там не активничают, потому что в городе уже появились чеченцы, и любая проукраинская деятельность сейчас чревата. Из активистов уехало 90% людей, я уезжала уже одной из последних».

Тогда, в начале июня из города можно было уехать относительно спокойно. На блокпостах боевики заходили в автобус, но не проходили в салон, а просто спрашивали у водителя, все ли нормально. В Счастье водителя честно предупредили: мост заминирован, поэтому нужно снизить скорость до десяти километров в час.

«Кто-то едет в Россию, кто-то едет в Украину, это зависит от того, у кого где есть родственники. Есть неприятная тенденция, когда пророссийски настроенные граждане приезжают в Киев или другие регионы Украины, и рассказывают, как жить, и что делать», — рассказывает девушка.

Случаются и обратные случаи: «Мой друг поехал к родственникам, в Белгород, хотел там пересидеть это время. Он он не выдержал и недели промывки мозгов. Вернулся и сказал: Я лучше буду жить в Днепропетровске на вокзале, чем поеду в Россию».

Сейчас Настя помогает беженцам в Координационном центре поддержки переселенцев. Сама при этом живет у подруги и иногда одалживает ее вещи (уезжая из Северодонецка она не думала, что уезжает надолго, поэтому почти ничего с собой не взяла).

«70% людей не относятся к Нацгвардии, как к освободителям»

Кабельное телевидение украинских каналов практически не показывает (за исключением «Нового» и ТРК «Украина»).

Настроения в городе девушка описывает так: «Сейчас местные жители, которые считают, что и те, и те не правы, но нам надо как-то договариваться и взаимодействовать, сейчас говорят, что сепаратисты должны покинуть город, потому что если их не будет, то Нацгвардия не будет нападать. Но в то же время в городе боятся как сепаратистов, так и Нацгвардии. Будем честными, 70-80% людей не относятся к ним, как к освободителям. Люди выбирают из двух зол меньшее. При этом многие «выбирают» Нацгвардию, но она для них тоже зло».

Многие люди не выезжают из города по одной-единственной причине: они не могут этого сделать, не лишившись работы. Северодонецкий «Азот» — градообразующее предприятие, на котором в основном работают химики. Учитывая экономическую ситуацию в стране, они предполагают, что найти новую работу будет очень сложно.

Северодонецкий «Азот» (фото: joinfo.ua)
Северодонецкий «Азот» (фото: joinfo.ua)

Предприятие, со своей стороны также сделало все, чтобы не допустить отъезда людей. Например, если раньше работник мог взять неограниченное количество «бесплатных» дней (отпуск за свой счет), то теперь — не более 15. При этом предприятие ничего не выпускает, а вместо трех смен, осталась одна — первая (что очень негативно сказалось на размере зарплат).

Усиленную охрану с завода почему-то сняли. Часть опасных химических веществ с завода вывезли, однако часть до сих пор на территории предприятия. В случае активных боевых действий риск экологической катастрофы будет очень серьезным. И хуже всего, что боевики об этом тоже знают.

Источник:Новости Facenews

Input your search keywords and press Enter.