Ирина Бекешкина: “Люди хотят не диктатора, а пришествия Господа Бога…”

“Наши люди политизированы. Но немногие считают, что деятельность Верховной Рады зависит от избирателей. А без этого — какое народовластие? У нас есть некие особенности политической культуры, — говорит директор БФ “Демократические инициативы” Ирина Бекешкина.

— Если взять в динамике вопрос, какие качества у депутата должны быть определяющими, на первых местах всегда были честность и некоррумпированность, они и сейчас на первом месте, хотя требовательности несколько поубавилось. И готовность избирателей продавать свой голос, политическая продажность — тоже из серии новых реалий”.

С 6 по 12 марта нынешнего года фонд “Демократические инициативы” совместно с Киевским международным институтом социологии провели всеукраинское социологическое исследование на тему “Мнения и взгляды населения Украины”. О его результатах — интервью газеты “Зеркало Недели” с Ириной Бекешкиной.

Бесправные избиратели даруют права

— Ирина Эриковна, наши граждане пока что не разочаровались в своих избранниках: 77% полагают, что сделали правильный выбор, проголосовав за ту или иную партию, 9% признают, что ошиблись, и 14% затруднились с ответом. К тому же полностью и преимущественно позитивно оценивают деятельность партии, за которую голосовали на выборах, 73% опрошенных, при том, что полностью и преимущественно негативно оценивают ее деятельность 12%.

— По сравнению с декабрьским опросом, убежденность в правильности выбора партии несколько снизилась, притом произошло это за счет Партии регионов, среди избирателей которой добавилось еще 10% разочарованных (в целом сейчас — 22%). В остальных парламентских партиях пока избиратели почти не разочаровались. Мы одновременно проводили опрос экспертов, и там был такой вопрос: кто может записать себе в актив, а кто — в пассив эти сто дней при власти? В актив, по мнению экспертов, могут записать этот срок оппозиционные партии: “Свобода”, “Батькiвщина” и УДАР, в пассив — Партия регионов и коммунисты. По последнему опросу Центра Разумкова о партийном выборе, рейтинг коммунистов серьезно снизился — с 10% до 6%. А рейтинг оппозиционеров возрос. Поэтому, я думаю, неслучайно коммунисты стали активничать, требуют отмены пенсионной реформы.

— Вы задавали вопрос: “Как должны вести себя избранные респондентами партии в ситуации продолжающихся конфликтов в Верховной Раде?”. Стоять на своем, не идя на компромисс, призывают свою партию 21,5% опрошенных, искать компромисс, чтобы принимать решения, — 44%, а отдают всю полноту власти большинству, которое должно принимать законы и отвечать за них, — 14%.

— Среди избирателей разная настроенность на конфликт. Электорат Партии регионов все-таки предпочел бы, чтобы все конфликты решались мирно. А у оппозиционеров мнения разделяются. Электорат “Свободы” — единственный, где явно преобладают конфликтные настроения, он считает, что партия должна стоять на своем до конца, не идя на компромиссы. К тому же, электорат “Свободы” наиболее склонен к проявлению протеста, около 60% этих людей готовы выйти на митинги и демонстрации протеста, если такие будут организованы. На волю большинства нардепов полагаются избиратели Партии регионов — у них вообще заряженность на конфликт очень небольшая.

— Вы задавали вопрос: “От кого в первую очередь зависит деятельность Верховной Рады?”. От президента — считают 39% респондентов, от финансово-олигархических групп — 30%, от избирателей, которые ее избрали, — 16%. Картина довольно мрачная, народ не склонен считать, что избранный ими парламент учитывает его волю.

—У нас давно парламент упал в глазах избирателей, поэтому нечему удивляться. Вообще говоря, в головах избирателей много несочетаемого. С одной стороны, они высоко ценят свой выбор, считая, что сделали его правильно, — даже избиратели ПР, которые, по сравнению с другими менее всего уверены в правильности своего выбора, но 66% — вполне хороший результат для правящей партии. С другой стороны, люди оценивают работу парламента крайне низко. С третьей стороны, они преимущественно позитивно оценивают блокирование парламента, которое и не дало ему работать. А с четвертой стороны, люди считают, что эта Верховная Рада вообще мало зависит от избирателей.

— Негативно относятся к тому, что в составе Верховной Рады значительная часть депутатов являются бизнесменами или приближенными к олигархам, — 61%, нейтрально — 20%, безразлично — 9,5% и позитивно — 5%.

— Видите, какой салат в головах наших избирателей. Ведь в составе всех партий есть богатые люди. Выходит так, что своим выбором, “своими” партиями люди довольны, а тем, что там есть олигархи и бизнесмены, — нет, и считают, что те будут отстаивать в парламенте свои интересы.

— На вопрос “Где партии и кандидаты в нардепы берут деньги на избирательную кампанию?” ответы распределились так: они привлекли собственные и средства членов своих семей — 13% респондентов, это деньги олигархов — убеждены 48%, это деньги государства, которые использовались в избирательной кампании — полагают 52% опрошенных, это взносы поддерживающих их граждан, — считают 13%.

— Конечно, люди плохо оценивают финансирование избирательной кампании за счет олигархов, бизнеса или государства. Но мы спросили: а вы сами когда-либо делали взносы в избирательный фонд партии или кандидата? Так вот лишь 3% давали свои деньги, 96% — нет, а 1% отказались отвечать. Тогда мы уточнили: а при каких обстоятельствах вы могли бы сделать взнос в избирательный фонд партии или кандидата, которые вам нравятся? При любых обстоятельствах поддержали бы гривней своих избранников всего 4,5% граждан, не раскошелились бы при любом раскладе 71%, а 12% сделали бы взнос в избирательный фонд, если бы имели возможность проследить за поступлением и использованием в нем средств (и это внушает оптимизм; кстати, больше всего такую готовность выразили избиратели “Свободы” — 21%). Расстались бы с некоей суммой денег в фонд партии или кандидата при условии, что в случае избрания кандидата получат в ответ какую-либо услугу, 5% граждан — и это чистая коррупция.

Мы задавали вопрос: “Если бы вы знали об источниках поступления средств на избирательную кампанию партии либо кандидата, могло ли бы это повлиять на ваше решение относительно их поддержки?”. Только для 14% (! — Ред.) эти факты оказались бы существенными, для 30% они бы повлияли на выбор, но не существенно, а для 38% — не повлияли бы вообще.

В лабиринтах округов

— Примечательно, что за деятельностью Верховной Рады совсем не следят 22% граждан (постоянно следят — 17%, время от времени — 36%, иногда — 25%).

— Не интересуются Верховной Радой на самом деле больше людей. Больше половины взрослого населения (51%) вообще не знает, кто был избран в их округе. Мы ведем речь о “тушках” — а 61% граждан вообще не знают, в какую фракцию входит депутат от их округа, и 82,5% — в каком комитете Верховной Рады он работает.

— Люди, следящие за деятельностью Верховной Рады, преимущественно узнают о ней из новостей государственных телеканалов (76,5%), коммерческих телеканалов — 34%, из разговоров с людьми — 27%, из Интернет-сайтов (11%), 12% смотрят телеканал “Рада”. Можно сказать, народ у нас политизированный?

— Если судить по интересу к Верховной Раде, то политизированность больше касается старшего поколения: постоянно следят за деятельностью Верховной Рады около 20% людей старше 40 лет и лишь 6–7% моложе 40 лет; среди молодежи до 30 лет вообще не интересуются Верховной Радой 38%, а вот среди людей пенсионного возраста вовсе не проявляют интереса к парламенту всего 9%.

Явно преувеличенным является довольно распространенное мнение, что молодежь привлекается к политике через Интернет. Да, если сравнивать со старшим поколением, то для молодежи Интернет действительно больше служит источником знаний о политике — отсюда черпают информацию о работе Верховной Рады 24% молодых и лишь 1% пенсионеров старше 60 лет. Но все равно и молодые, и пожилые в первую очередь узнают о политике из телевизора: 70% молодых и 84% преклонного возраста. Не оправдывают возлагаемых на них надежд и социальные сети (Facebook и прочие), которые иногда рассматривают как способ мобилизации на политические акции. Как источник политической информации они служат лишь для 4% молодежи (а в среднем для всего взрослого населения — для 2%). Так что — телевизор, телевизор и снова телевизор…

— Интересно, что люди относятся к народным депутатам, избранным в округах, как районным. Считают, что для таких депутатов важнее всего заниматься делами своего округа, 53% респондентов, помогать конкретным людям в своем округе — 21%, а принимать законы — 19%.

— Это стандартно. До выборов были почти такие же цифры. Впрочем, жизнь вносит коррективы в данные соцопросов. Во время выборов так считали и киевляне: округ — “first”. А избрали таких мажоритарщиков, которые точно не будут заниматься раестроительством в отдельно взятых округах. Хотя уж как Герега и Довгий “свои” округа обрабатывали, и дальше бы этим занимались, но люди их не избрали.

— Депутат ежемесячно должен публично отчитываться перед своими избирателями — так считает 81% избирателей.

— Народ хочет, чтобы перед ним отчитывались, и здесь нет особых отличий между избирателями разных политических партий.

— Интересен расклад мнений о том, доработает ли Верховная Рада весь положенный срок (до ноября 2017-го), или состоятся досрочные выборы?

— Мнение изменилось. После выборов в декабре более половины людей считали, что парламент доработает весь срок. Так считало и большинство опрошенных нами экспертов. А сейчас и население, и эксперты считают иначе. Сто дней бездеятельности Верховной Рады привели к мнению, что она попросту нежизнеспособна.

Народ в поисках отца?

— Наши люди продолжают считать, что несколько сильных лидеров могут сделать для страны больше, чем все законы и дискуссии — за это высказались 54% опрошенных, и это не может не огорчать.

— Эти ответы стабильны на протяжении ряда лет. И они не означают мечты об авторитаризме. Это типичный патернализм. Поскольку “держиморду” не хотят, 79% опрошенных утвердительно ответили на вопрос, должны ли такие “сильные лидеры” строго придерживаться законов, и лишь 12% склоняются к тому, что им позволено иногда отступать от законов в интересах дела. На самом деле люди хотят не диктатора, а пришествия Господа Бога, который пришел бы и решил все проблемы.

— Так люди видят персонализированную власть, с которой есть спрос?

— Конечно, наши люди хотели бы знать, с кого конкретно спрашивать. Янукович сам загнал себя в западню, когда тащил всю систему власти под себя, а теперь кто во всем виноват? Янукович.

— Большинство людей (57%) считают политическую ситуацию в Украине напряженной, 17% — критической, взрывной, 18% — спокойной и 1% — благополучной.

— Сейчас ситуация не самая напряженная, бывали периоды, когда она тяготела к критической. В декабре 2008-го, в самый разгар экономического кризиса, почти половина населения (48%) оценивала политическую ситуацию в Украине как взрывоопасную, еще 44% — как напряженную, и лишь 1,5% — как спокойную и еще 0,5% — как благополучную. И что же? Никаких “взрывов”.

— Полагают, что все в стране идет неплохо, и можно жить — 7,5% граждан, жить трудно, но терпеть можно — 51,9%, а терпеть нынешнее положение уже невозможно — 35,2%. Какие политические силы поддерживают эти люди?

— Среди тех, кто считает, что все у нас нормально, и можно неплохо жить — явное большинство (61%) голосовали за Партию регионов, эта же партия в лидерах (38%) и среди тех, кому жить трудно, но кто готов терпеть; а вот те, чье терпение на пределе, явно тяготеют к оппозиции. Впрочем, как раз это логично.

Источник: “Зеркало недели”

Input your search keywords and press Enter.